Ирина Назаренко
Психолог 

Метафорические карты

 У меня всегда вызывали интерес методы, основанные на ассоциациях. Почему? Видимо из-за очень развитого воображения))

Кроме интересного времяпрепровождения работа с метафорическими картами способствует установлению психологического контакта, ослаблению защит, обходу реакций сопротивления (т.к. работа идёт в обход рационального мышления, за счёт чего снижена сознательная цензура).

Результатом работы можно считать  уточнение внутренней картины мира, происходящие инсайты, изменение эмоциональных состояний и в дальнейше. Метафорические ассоциативные карты позволяют клиенту продуцировать ассоциации на выбранные картинки.

Метод отличается от просто свободного фантазирования тем, что это не только диссоциирование ("отделение" себя от своих неприятных переживаний, эмоций), но и с помощью психолога, побуждает клиента к ассоциированию (этап идентификации образов), оценке и исследованию символов проблем, исследования путей решения личных проблем.

          Я являюсь противником магического мышления, а именно, использование техник как ритуала, в результате которого происходят "чудесные" изменения у клиента. К примеру, суждение "я сходила на тренинг с метафорическими картами и моя жизнь изменилась: начальник перестал на меня кричать, выбрав другой объект, а брат, много лет жиший на моем иждивении - неожиданно уехал на работу вахтовым методом" является ярким примером магического мышления. Если действительно имели место такие события, то возможно, они являются простым совпадением. Или клиент не отдаёт себе отчёт, что изменения связаны напрямую с ним самим. Например, клиент не присваивает себе то, что практикует новое поведение по расстановке границ (вполне возможно, как результат осознания реальности на консультации): клиентка попросила начальника не повышать голос, а брата - принимать участие в общем бюджете.



                                                                                                                                                 Автор: Ирина Назаренко